Методическая сессия дошкольного образования: «Повышение качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов»
15 декабря 2022
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в вопросах поддержки детской инициативы в детских игровых практиках 13 декабря 2022 года на базе МАДОУ №4 «Василек» проведена районная методическая сессия дошкольного образования: «Повышение качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов». В заседании методической сессии приняли участие педагоги и заместители руководителей по дошкольному образованию сельских дошкольных отделов.
Открыла заседание методической сессии Малкова Л.К., ведущий специалист МКУ «Управление образованием». Отметила, что в рамках методической сессии запланировано 3 заседания для педагогов и заместителей руководителей по дошкольному образованию. Основная цель - повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Модератор данного мероприятия - Лофинг Л.В., заместитель заведующей МАДОУ №4 «Василек».
В самом начале мероприятия педагогам предстояло с помощью метода «визуализация ресурсного состояния» представить проблемы в педагогической деятельности, как покорение горных вершин. Они метафорически описали те трудности, которые могут встретиться на пути, собрали «рюкзак внутренних ресурсов» в виде многолетнего опыта, личностных качеств, методических разработок и мотивации участников. Все присутствующие на тренинге пришли к выводу, что педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот.
В деловой и доверительной обстановке модератор мероприятия Лофинг Л.В. предложила педагогам кейсы, в которых излагались конкретные ситуации, встречающиеся в их практической деятельности, описание процесса возникновения проблемы или конфликта. Предложенные в кейсах решения не являлись единственно правильными, а служили для педагогов толчком осмысления реальной проблемы, принятия самостоятельного решения, личного представления о явлениях воспитания.
Тем самым Лофинг Л.В. подвела педагогическое сообщество к тому, что одной из современной педагогической технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками является кейс метод. Суть кейс метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Еще одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой сбор проводится для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной и самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям как: чувствовать себя значимым, управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми, веселиться и развлекаться. Инициатива принадлежит детям, а воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
Далее педагогам была предложена «Минута педагогической славы!», где они имели возможность поделиться своей практикой из опыта работы формами и методами, способствующими поддержке детской инициативы. Они отметили все продуктивные виды деятельности с детьми, самостоятельную игровую деятельность, проектную деятельность, педагогическую технологию Л.В. Свирской «План-дело-анализ».
В ходе мероприятия было отмечено, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому, а ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.
«Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих» (К.Г. Юнг).